Исследование потребительских предпочтений томатов, реализуемых на рынке г. Астрахани

Першина Е.В., Мижуева С.А., Долганова Н.В.

ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет»

г. Астрахань

 

Астраханская область является крупнейшим регионом по производству плодоовощных культур. Экономическая эффективность овощеводства в значительной мере зависит от эффективности организации путей реализации овощей, определение оптимальной цены и умении ориентироваться и учитывать основные тенденции на рынке.

В настоящее время рынок томатов характеризуется в основном устойчивостью и стабильностью, но он все еще продолжает развиваться и расширяться за счет выращивания новых, в частности оригинальных (салатных) сортов. В торговой сети Астраханской области, кроме продукции местных фермеров, представлена также продукция зарубежных производителей (томаты голландской селекции).

Для анализа регионального рынка и предпочтений потребителей томатов были проведены маркетинговые исследования, цель которых состояла в получении научно обоснованной и достоверной информации об основных аспектах спроса населения на томаты, выращиваемые местными фермерами для принятия соответствующих управленческих решений по производству и реализации продукции.

В ходе проводимых исследований было опрошено 600 покупателей в торговых розничных организациях г.Астрахани. Социально-демографический состав респондентов показывает, что основными покупателями являются женщины (59,1%). Следует отметить, что 18,4% опрошенных в возрасте от 18 до 25 лет; 18,4% - в возрасте от 26 до 35 лет; 26% - в возрасте от 36 до 55 лет; 20,1% - в возрасте от 56 до 65 лет; 16,8% - старше 65 лет. Социальное положение респондентов разнообразно. Наибольшее количество опрошенных отнесли себя к категории служащих (30,3%), предпринимателей (18,5%), работников сферы торговли (15,1%). Среди респондентов в основном были представлены люди со средним уровнем дохода.

Маркетинговые исследования показали, что частота покупки, а соответственно и потребления томатов велика: 29,6% опрошенных покупают томаты ежедневно, 40,7% - два раза в неделю, 13,5% - один раз в неделю, 9,3% - реже одного раза в неделю и только 6,9% - не покупают. В целом можно сказать, что практически половина опрошенных покупает томаты два раза в неделю и как правило, объем разовой покупки составляет 2-3 кг (59,2%). При опросе большая часть респондентов подтвердила, что томаты покупают ежедневно в основном в летний период.

Респонденты предпочитают покупать томаты на рынке (34,3%), соглашаясь с тем, что цена будет выше, а сомнений в безопасности и качестве будет гораздо меньше; 31,3% покупают томаты в супермаркете и 10,4% в «магазинах, находящихся недалеко от дома». Наиболее важными факторами, которыми руководствуются потребители при выборе места покупки томатов, являются подходящие цены (45,8%) и свежесть продукции (40,4%), на третьем месте - удобное место расположения торговой точки (13,7%).

В результате опроса выделились следующие группы факторов, непосредственно влияющие на решение респондентов о покупке томатов: внешний вид (39,3%), органолептические показатели (37,9%), цена (18,6%), другие (4,1%). На первом месте у опрошенных стоят критерии, связанные с качественными характеристиками. В общей оценке потребительских свойств были отмечены: внешний вид, вкус, цвет, размер. На вопрос о том, какие показатели качества томатов для покупателей являются определяющими, мнения респондентов распределились следующим образом: вкусу отдают предпочтения 53% опрошенных, внешнему виду – 27,9%, цвету – 10% и размеру – 9,1%. Анализ маркетинговых исследований показал, что по вкусовым характеристикам потребительские предпочтения оказались на стороне томатов выведенных российскими селекционерами (100%).

По данным, полученным в результате исследования, можно сказать, что респонденты предпочитают покупать томаты сочные, мясистые по консистенции, сладкие, округлой формы, средние по массе и в основном столовых сортов.

Из исследований следует, что многие респонденты знают большое количество сортов томатов, причем самыми известными являются сортами Буденовка, Подарочный, Бычье сердце и Микадо. Что касается томатов салатного направления, вкусовые качества которых вне конкуренции, то наиболее известными для потребителей являются сорта Бычье сердце розовое, красное (22,7%), Бычье сердце малиновое (21,1%), Король Лондона (11,1%), Оранжевый гигант (9,5%), Буденовка – 8,9% и др. сорта.

Предпочтение из перечисленного списка салатных сортов томатов респонденты отдали следующим образом: Микадо – 3,1%, Кардинал – 0%, Буденовка – 6,3%, Хурма – 7,3%, Москвич – 4,2%, Восторг – 2,1%, Сахарный – 2,1%, Гигантела – 6,3%, Оранжевый гигант – 2,1%, Малиновый гигант – 4,2% , Король Лондона – 3,1%, Бычье сердце (розовое, красное) – 36,8%, Бычье сердце (малиновое) – 22,1%. Из салатных сортов томатов наибольшим предпочтением у покупателей пользуется сорт Бычье сердце, его предпочитают покупать 58,9% респондентов. Такая тенденция прослеживалась во всех торговых предприятиях, где проводились маркетинговые исследования. Однако представленные в торговых организациях сорта томатов не отвечают требованиям потребителей. На рынке г. Астрахани сорта салатного направления составляют всего 10% от общего объема реализации томатов. С учетом специфики потребительских предпочтений покупателей необходимо увеличить долю оригинальных сортов, выращенных в регионе.

Немаловажное значение на потребительский спрос оказывает цена. Большая часть опрошенных (76,9%) ответила, что цена имеет для них значение.  Если цена на салатные сорта томатов высока, то 63,7% респондентов ищут другие сорта томатов более дешевые; 23,1% - все равно покупает; 13,2% - совсем отказываются от покупки. В связи с этим необходимо совершенствование ценообразования на региональном рынке.

На вопрос о соответствии качества и цены салатных сортов томатов были получены следующие ответы: 83,5% отметили их несоответствие, а 16,5% сказали, что цена томатов соответствует их качеству. Таким образом, цены салатных сортов томатов, по мнению потребителей не всегда соответствуют ожидаемому качеству. Повышение качественных характеристик выращиваемых сортов томатов позволит не только удержать уже завоеванный сегмент рынка, но и увеличить его за счет вытеснения с рынка сельхозпроизводителей продукции завезенной в Астраханскую область, в том числе семян  голландских сортов томатов.

Согласно полученным данным выявлено, что томаты, выращиваемые в регионе, не только конкурентоспособны, но и показывают устойчивый повышающийся спрос. По многим позициям этот спрос в настоящее время превышает предложение: например, по оригинальным салатным сортам томатов.

Маркетинговый анализ позволил предложить обоснованные рекомендации по повышению конкурентоспособности томатов: увеличить долю оригинальных сортов, выращенных в регионе; повысить качество продукции; совершенствовать ценообразование на региональном рынке; уделять особое внимание рекламе продукции, в конечном счете, существенно влияющей на спрос потребителей (наиболее перспективным направлением является реклама в местах продаж, проведение дегустаций томатов и пр.); с целью оперативного учета потребительского спроса на рынке овощной продукции систематизировать проведение маркетинговых исследований путем осуществления изучения и анализа покупательского спроса, обращать внимание на покупательские предпочтения, быстро реагировать на их изменения, и на основе этого формировать торговый ассортимент.

 

Библиографический список

  1. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. – М.: Финпресс, 2003. – 461 с.
  2. Современные проблемы менеджмента и маркетинга (региональный аспект). Научное издание / Акмаева Р.И., Балашова М.В., Грибенков С.М., Мижуева С.А. – Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «Антей», 2008. – 218 с.