Маркетинговые исследования на рынке растительного масла г.Астрахани

Мижуева С.А., Балашова М.В.

АФ НОУ ВПО ЮРГИ, МФПА

Астрахань, Москва

 
Вместе с тем в литературе отсутствуют данные о потребительских предпочтениях растительного масла в Астраханском регионе.

Основной тенденцией развития потребительского рынка в настоящее время является возрастающая насыщенность его потребительскими товарами (80-95%). Поэтому насыщенный рынок требует от предпринимателей маркетинговых подходов к торговой деятельности. [1]

В связи с этим важным аспектом стратегии деятельности организации являются маркетинговые исследования, обеспечивающие реальное изучение потребительского спроса и формирование рационального ассортимента растительного масла на рынке г.Астрахани с учетом покупательских потребностей.

Местом проведения опроса выбраны супермаркеты, торговые дома, продовольственные рынки, магазины «возле дома» в различных районах г.Астрахани. Для проведения опроса использовались анкеты, которые самостоятельно заполнялись респондентами.

При сегментировании рынка растительного масла нами использовались следующие признаки:

- социально-демографический (уровень дохода, пол, возраст, род занятий);

- поведенческий (факторы, влияющие на выбор растительного масла).

В ходе опроса потребителей растительного масла были выделены факторы выбора этого вида продукта: ассортимент, вид, «торговая марка», материал и объем упаковки, цена, качество, место покупки. В опросе приняли участие 200 человек разного социального положения. 

Анализ свойств и показателей ассортимента растительных масел в розничных магазинах г.Астрахани показал, что коэффициент полноты изменяется в широких пределах от 20% до 75%, среднее значение этого показателя составляет 46,7%. Это свидетельствует об ограниченности полноты ассортимента растительного масла в торговой сети г. Астрахани. Коэффициент устойчивости ассортимента растительного масла в среднем составляет 50,2%, что указывает на то, ассортимент растительного масла,  имеющегося в продаже, не полностью удовлетворяет спрос. Повышение устойчивости ассортимента растительного масла возможно за счет обновления его товарами, наиболее привлекательными для потребителей. По данным наших исследований коэффициент обновления ассортимента растительного масла изменяется от 4,1% до 7,1% и в среднем составляет 5,6%. Полученные нами результаты позволяют прийти к выводу о недостаточно рациональной ассортиментной политике рассмотренных торговых организаций в отношении растительного масла (коэффициент рациональности в среднем составляет 8%).

На основании выявленных покупательских тенденций потребители были разбиты на четыре группы в зависимости от ежемесячного уровня дохода на 1 члена семьи: 1 – до 5 тыс.руб. (36%); 2 – в пределах от 5 до 10 тыс.руб. (42%) 3 – от 10 до 15 тыс.руб. (10%); 4 – свыше 15 тыс.руб. (12%). Основную долю респондентов (78%) составили покупатели 1 и 2 групп.

Анализ информации при сегментировании по двум признакам: ежемесячному уровню дохода на 1 члена семьи и частоте покупки растительного масла показал, что 72% и 81% покупателей, имеющих доход соответственно до 5 тыс.руб. и от 5 до 10 тыс.руб. приобретают этот продукт 1-3 раза в месяц, 80% покупателей с доходом от 10 до 15 тыс.руб. и свыше 15 тыс.руб. приобретают растительное масло 1-2 раза в месяц.

При сегментировании по трем признакам были выбраны такие показатели как решающий фактор при выборе растительного масла, частота покупки и уровень дохода.

Нами установлено, что решающим фактором при выборе растительного масла у потребителей, приобретающих продукцию 1-3 раза в месяц является цена и качество при доходе на 1 члена семьи соответственно до 5 тыс.руб. и от 5 тыс.руб. до 10 тыс.руб. Потребители, приобретающие растительное масло 1-2 раза в месяц, имеют доход от 10 до 15 тыс.руб. и свыше 15 тыс.руб., для этих респондентов решающим фактором при выборе продукции является соответственно качество и использование экологически чистого сырья.

Портрет  среднестатистического потребителя: доход – от 5000 до 10000 руб./мес. В покупке и потреблении растительного масла себе не отказывает (ежедневно/ практически ежедневно) – 74%. Основным фактором, влияющим на приобретение, является качество и цена. Он не имеет четких предпочтений и приверженности к какой – либо определенной торговой марке, что приводит к «перебежкам» между ними. Вместе с тем наиболее предпочитаемым среди  потребителей является подсолнечное и нерафинированное масло. Предпочтение подсолнечного масла связано с устоявшимися вкусами отечественных потребителей, а также с ценой.

Установлено, что решающим фактором при выборе растительного масла для большинства потребителей (64%) является качество продукта. Наблюдается тенденция увеличения доли покупок растительного масла в супермаркетах и магазинах (68,5%) и снижение на рынках (13%). Полученные нами результаты позволяют прийти к выводу о недостаточно рациональной ассортиментной политике в отношении растительного масла на рынке г.Астрахани.

Литература

  1. Гукасян Н.Ю. Борьба за потребителя в условиях кризиса. Маркетинг и маркетинговые исследования. 2009, №3, с. 180-188