Современные представления о КОНкурентоспособности

Мхитарян Кнарик Рафаеловна

Южно-Российский Гуманитарный Институт,

кафедра «Экономики и финансов», г. Ростов-на-Дону

 
В настоящее время в ряде литературных источников представления о конкурентоспособности товаров разных авторов очень сильно отличаются. Это связано с тем, что свое понятие конкурентоспособности това­ра автор формирует с разных точек зре­ния — как теоретической, так и практической. Имея разные точки отсчета, авторы приходят иногда к прямо противоположным результатам. Поэтому, прежде чем формировать единую систему конкурентоспособности, необходимо выявить положительные и отрицательные стороны каждого из авторов. Ведь рассматривая конкурентоспособность с той или иной точки зрения, автор стремился прийти к какой-то истине. Да, он получал тот или иной результат и иногда считал, что именно его подход является наиболее правильным и оптимальным. В результате этого мы видим в литературе взаимоисключающие, противоречивые понятия, иногда путаницу.

Поэтому, прежде чем определять конкурентоспособность как экономическую категорию, целесообразно рассмотреть опыт использования данного понятия в практической деятельности. Ведь любая теория, если она не построена па песке, должна подтверждаться практическими результатами.

В теоретических работах отечественных авторов рассматриваются либо конкурентоспособность товаров с точки зрения качества [1], либо конкурентоспособность производителей с точки зрения экономических, технологических и других параметров [2].

Рыночная конкуренция в развивающихся странах или конкуренция в самоорганизующейся экономической системе на первых этапах становления рыночных отношений - это борьба хозяйствующих субъектов, вырабатывающих тот или иной товар, за ограниченный объем платежеспособного спроса населения, ведущаяся этими субъектами на доступном им сегменте рын­ка товаров. В этих условиях хозяйствующий субъект ввиду не сложившихся еще законов и деловых отношений стре­мится любыми средствами увеличить свою долю на том или ином рынке и сбыть свою продукцию.

Одной из первых отечественных работ весьма полных по охвату различных аспектов конкурентоспособности является монография Г.Долинского и И.Соловьева [3]. В данной работе понятие конкурентоспособности совершенно оправданно анализируется в сопоставлении с другой важнейшей технико-экономической категорией качеством продукции. При этом качество продукции авторы рассматривают, основываясь на определении этого понятия, зафиксированного в ГОСТ 15467-79. Выбор терминологической базы представляется весьма оправданным. В то же время авторы разделяют понятия «качество» и «потребительная стоимость», исходя из той посылки, что «...потребительная стоимость аккумулирует в себе все свойства продукции, которые связаны с ее способностью удовлетворять человеческие потребности, тогда как качество характеризуется лишь частью этих свойств, имеющих отношение к заданным характеристикам конкретной продукции». Резонно предположить, что под потребительной стоимостью продукции авторы подразумевают набор свойств, непосредственно связанных с тем, что обыденное сознание связывает с конкурентоспособностью. В то же время качество, как известно, представляет собой не что иное, как набор свойств, обуславливающих способность продукции удовлетворять определенные потребности

Профессор Р.Л. Фатхутдинов [4] наряду с общеприня­тыми, вполне традиционными, бесспорно, входящими в об­ласть маркетинга (то есть область товарных отношений) вводит относительно новые для России области примене­ния данного понятия. Например, конкурентоспособность информационной системы, менеджера, ценной бумаги. В последнее время модно говорить о конкурентоспособном образовании, которое может дать тот или иной институт, академия,  университет.

Многие авторы отождествляют понятия «качество» и «конкурентоспособность». Например, академик А.Н. Романов и другие [5] пишут, что «конкурентоспособность и качество — концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги». И далее: «конкурентоспособность товара определяется, в отличие от качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупате­ля и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются». Из этого определения видно, что автор, стараясь найти исти­ну, не усмотрел основополагающих принципов формирова­ния конкурентоспособности товаров. Вместо свободного функционирующего рынка товаров он видит только место сбыта продукции или услуги. При этом он сужает понятие конкурентоспособности по сравнению с понятием качества товара.

Профессор В.Е. Боряев [5] утверждает, что конкурентоспособность как экономическая категория была при социа­лизме, но ей не уделялось должного внимания, а чтобы повысить конкурентоспособность при существующих рыноч­ных условиях, необходимо принятие каких-либо специальных мер. В то же время он старается не использовать термин «конкуренция», а рынок представляет как соперничество товаропроизводителей.

В монографии Ш.Ш. Магомедова [6] при рассмотрении различных аспектов конкурентоспособности товара указывается, что главными факторами, определяющими конкурентоспособность, являются качество и цена. Достижение оптимального соотношения между качеством изделия и издержками производ­ства определяется как цель для возможного управления конкурентоспособностью. Автор пишет: «Конкурентоспособность определяется уровнем качества данного товара с учетом затрат на удовлетворение общественных потребностей, цен, условий поставки и эксплуатации и т. д.». Подобное утверждение очень спорное, но тем не менее допустимое.

Е.П. Михеева пишет, что «конкурентоспособность товара мы рассматриваем как возможность его реализации в данный момент времени па дан­ном рынке. Эта категория очень динамична, подчас непредсказуема и зависит от множества факторов»  [7].

Другие авторы, наоборот, расширяют понятие конку­рентоспособности для таких объектов, которые не участвуют в рыночных отношениях. Например, Р.А. Фатхутдинов[4] пишет, что «конкурентоспособность может рассматриваться относительно таких объектов, как нормативные акты, научно-методические документы, проектно-конструкторская документация, технология, производство, вы­пускаемая продукция (выполняемая услуга), недвижимость, работник, информация, фирма, регион, отрасль, любая сфера макросреды, страна в целом».

Резюмируя все вышеприведенные представления раз­ных авторов о понятии конкурентоспособности объектов и субъектов маркетинговых отношений, можно сделать следующие заключения: 1. Конкурентоспособность товаров (услуг) и товаропроизводителей в настоящее время объективно существует на рынках России. 2. Конкурентоспособность включает в себя оценку качества товаров как со стороны производителей, так и со сто­роны потребителей товаров (услуг). 3. Необходимо учитывать не только спрос населения, но и уровень доходов той или иной группы населения и проявления этих потребностей на том или ином рынке и ввести в расчеты показатели конкурентоспособности как
объекта, так и субъекта. 4. Конкурентоспособность - это свойство практически любых экономических объектов. Независимо от физической природы и выполняемых функций все изделия, а также производственные системы их изготовляющие и использующие, могут рассматриваться в контексте проблемы конкурентоспособности, причем такой аспект анализа диктуется не абстрактными соображениями, а сугубо практическими интересами конкретной экономической деятельности. 5. Конкурентоспособность является категорией динамической, причем ее динамика обусловлена, прежде всего, внешними факторами, значительная часть которых может рассматриваться как управляемые параметры. 6. Конкурентоспособность является динамической кате­горией, и необходимо учитывать эту динамичность на том или ином рынке. 7.  При установлении доли товаропроизводителя на том или ином рынке необходимо разработать показатель, подтверждающий уровень конкурентных отношений, складывающийся на том или ином рынке товаров. 8.  Установить отличительные особенности условий проявления  конкурентоспособности на рынках России. 9.  Выявить движущую силу товарных потоков в условиях конкуренции и в обозримом будущем научиться управлять этими потоками.

 

Список использованных источников:

1.    Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. -  М: ЮРАЙТ, 2001.

2.    Дудкин В. И Конкурентоспособность продукции: сущность, анализ, оцен­ка, пути и меры повышения// Экономика и коммерция - 4,2005, с. 10-13.

3.    Лобанов М.М. Обобщенная эконометрическая модель оценки конкурентоспособности продукции // Труды научно-практической конференции филиала ТПУ и Юргинского НТЦ Кузбасского отделения РИА: Сборник трудов. - Юрга: Изд.ТПУ, 2001. - С. 56-58.

4.    Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия. - М.: Юрайт, 2004.

  1. Синько В.И. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия// Стандарты и качество -№4, 2000, С.54-59.

6.    Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров. Учебное пособие – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.

7.    Крестова Т. Управление конкурентоспособностью//Маркетинг - №9, 2006, С. 28-30.