Маркетинг регионального развития

Корчагин А.А.

Астраханский филиал НОУ ВПО

«Южно-Российский гуманитарный институт» г.Астрахань

Важнейшим инструментом экономического развития российских краев и областей является региональный маркетинг, представляющий комплекс мероприятий на территории и за ее пределами, направленный на формирование благоприятного имиджа для привлечения внешних инвестиций в регионы.

Региональный маркетинг представляет собой обменные процессы между органами региональной власти и субъектами хозяйствования, обмен товара, предложенного территорией, на товары субъектов внутреннего и внешнего рынка.

Под товаром в региональном маркетинге выступают преимущества, которыми располагает территория. Участниками регионального маркетинга являются органы власти, различные некоммерческие организации, а также экономические агенты рынка.

Региональный маркетинг включает в себя маркетинг земли, маркетинг жилья, маркетинг зон хозяйственной застройки, маркетинг инвестиций, маркетинг туризма и пр. [ ] Однако на практике в большей мере используется тот вид маркетинга, сфера отношений которого  опирается на развитую нормативно-правовую базу.

На современном этапе развития маркетинг привлечения инвестиций является одним из ключевых видов не только на уровне региона, но и на уровне муниципальных образований и государства.

Одним из путей получения дополнительных прямых являются ассигнования под программы по инвестиционному продвижению.

Инвестиционное продвижение как маркетинговый инструмент заключается в информировании инвесторов об инвестиционном климате региона с целью привлечения вложения средств в экономическое развитие территории и таким образом к созданию новых рабочих мест и решению социальных проблем.

Инвестиционное продвижение является достаточно сложной маркетинговой деятельностью как в самом ее осуществлении, так и в оценке результатов. В ситуации когда данный вид деятельности выступает в качестве дополнительного, может появиться желание проигнорировать его и сконцентрироваться только на своих первичных обязанностях или на более легких видах деятельности.

Другая проблема заключается в том, что сотрудники, осуществляющие продвижение должны иметь соответствующую подготовку в области экономики, развития бизнеса, маркетинга, а также ориентироваться в нормативно-правовом поле регулирующим возникающие отношения.

Администрации субъектов РФ заинтересованы в продвижении инвестиций и понимают, что некоторая форма представления региона за его пределами важна. Одной из форм представления региона являются  представительства за его пределами. Эти структуры находятся на месте и имеют административную поддержку и финансирование, и основной целью их деятельностью является представительство интересов своего региона за его пределами. Обычно штат этих организаций уже включает специалистов, в деятельность которых уже входит продвижение экспорта региона. Поэтому стоимость дополнительных функций по продвижению инвестиций в регион может быть незначительной.

Некоторые организаторы инвестиционного промоушена считают целесообразным использование квазигосударственных и частных организаций. Квазигосударственные организации учреждаются государственными структурами, однако являются более самостоятельными и автономными в отличие от государственных учреждений.

Организации по продвижению, используя такой подход осуществляют более эффективные операции по продвижению инвестиций. При таком подходе маркетологи выполняют свою непосредственную работу, что упрощает контроль и делает более «прозрачной» их деятельность.

В отличие от государственных самостоятельные организации имеют некоторые преимущества. Промоутерская организация размещает свои офисы в местах более доступных для инвесторов, в тех местах где сосредоточен финансовый капитал.

Многие организации фокусируют свое внимание на более близком расположении своих представительств к инвесторам на начальном этапе становления стратегии по инвестиционному продвижению. Этот процесс основывается на развитие изучения секторов, на использовании данных о потреблении, на контактах промоутера при идентификации ключевых корпораций в отдельных секторах, определении руководителей, которые принимают наиболее важные инвестиционные решения и способы влияния на них.

Промоутерские организации также используют консультантов для того, чтобы организовать свое присутствие на различных рынках. Основным аргументом в поддержку использования этих консультантов является то, что они имеют необходимые навыки для проведения эффективных операций по продвижению. Кроме того они обладают большими знаниями о деловой практике и промышленной структуре в отдельных регионах.

Промоутерские организации ожидают, что консультанты обеспечат большее количество контактов с фирмами, в которых они наиболее заинтересованы. Таким образом, консультанты привлекаются для прямых программ, т.е. премого непосредственного контакта с инвесторами, который является наиболее влияющей формой инвестиционного продвижения.

Наибольший эффект от описанного выше можно ожидать только в случае проведения мероприятий по продвижению в рамках утвержденной  программы регионального социально-экономического развития и запланированные финансовые ресурсы используются целевым назначением.

 

Список использованной литературы

 

1.    Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием. М 1997. С 45.

2.    Корчагин А.А. Маркетинг инвестиций в развитие региона. – Астрахань: Изд-во Астраханского гос. Пед. Ун-та, 1997. – 19 с.

3.    Wint A.G. «Marketing of Foreign Investment: Successful International Offices Stand Alone», The International Journal of Public Sector Management, Vol.5 No. 5, 1992, p.34.