ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Азизова Е.А., Казибеков М.М., Травникова О.В.

Астраханский филиал НОУ ВПО ЮРГИ

Одним из решения создания - продолжения бизнеса в условиях кризиса является система франчайзинга.

Франчайзинг представляет собой высокоэффективную форму организации деятельности, характеризующейся низким уровнем риска и обладающей стабильным уровнем прибыльности. При этом он выступает как форма продолжительного делового сотрудничества, в процессе которого крупная компания предоставляет индивидуальному предпринимателю или группе предпринимателей лицензию (франшизу) на производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой данной компании на ограниченной территории, на срок и условиях, определенных договором. Франчайзинг является перспективной деловой моделью для предприятий сферы услуг.

Кратко определить франчайзинг можно как систему контрактных отношений, при которых одна сторона – франчайзер на определённых условиях предоставляет другой стороне – франчайзи использовать своё имя (торговую марку, знак обслуживания, товарный знак, технологию ведения бизнеса и т.д.) при сохранении полной юридической и экономической самостоятельности франчайзи.

Система таких взаимоотношений перенесена в Россию из США и Великобритании и юридически закреплена в 54 главе Гражданского кодекса РФ с терминологией «коммерческая концессия», но комментируется в юридической литературе как «франчайзинг».

В кризис франчайзинг является эффективной системой, позволяющей малому бизнесу в кратчайшие сроки повысить свою репутацию и статус, а более крупным компаниям подтвердить свою значимость на рынке и приумножить капитал. Это подчеркивает значимость  франчайзинговой системы в условиях мирового финансового кризиса, которую можно рассматривать как один из инструментов выхода из кризиса и развития экономики России.

Объект франчайзинга может быть разным – от фастфудов до торговли обувью. При этом непосредственное ведение бизнеса и его успеваемость зависит от пользователя франшизы.

По данным Ассоциации франчайзинга в 2009г. число франчайзеров в России выросло с 760 до 910 (+23%) (см. рис.1.).

 

Рис.1. Количество франчайзинговых компаний в России 2005-2009 гг.

Этот бизнес привлекателен для всех сторон процесса.

Проверенная успешная модель бизнеса оберегает от возможных ошибок, особенно опасных на стадии запуска;

 Франчайзи (пользователь лицензии) является собственником компании, а не наемным менеджером, и прямо заинтересован в положительных результатах и сведении затрат к минимуму. Он занимается текущим развитием бизнеса и решает все проблемы, связанные с персоналом.

Выгода заключается с известной торговой маркой (что уже определяет, доверие покупателей) и необходимости вложить значительно меньше денег, чем это было бы нужно для создания собственного бренда. Франчайзи пользуется маркетинговой программой продвижения и рекламной поддержкой в национальном масштабе.

Франчайзинг в России с каждым годом охватывает все большее количество отраслей экономики. В 2009г. В структуре российского рынка франчайзинга 63% предложений приходилось на розничную торговлю, 19%  на предприятия питания, 5%  на бытовое обслуживание, 3% - здравоохранение, образование, производство, 2% - агентство, развитие, спорт (рис.2)

 

Рис. 2 . Структура франчайзинговых компаний по отраслям экономики.

Главное преимущество франчайзинга – минимизация инвестиций и рисков при запуске нового бизнеса и существенно более высокие, чем у независимых предпринимателей, шансы на успех. Франчайзи получают возможность использовать все преимущества сильного устоявшегося бренда, единые стандарты работы и обслуживания клиентов, выгодные коммерческие условия, существенную маркетинговую поддержку.

Проверенная успешная модель бизнеса оберегает от возможных ошибок, особенно опасных на стадии запуска.

Пользователь франшизы платит взнос за получение лицензии на использование торговой марки в размере 5-10% от совокупной стоимости создания одной точки продажи, периодическую плату (как правило, в процентах от валового дохода), часть расходов на рекламу.

По данным Международной ассоциации франчайзинга, начальная плата для большинства франчайзи находится в диапазоне от 20-28 тыс. долларов. Периодические платежи в среднем варьируются в пределах 3-6% объема продаж. Средний объем инвестиций, который необходим для создания одной точки продаж, включая стоимость недвижимости, составляет около 320 тыс. долларов, но в ряде случаев может превысить и 1 млн. долларов.

Следует отметить, что стоимость входа во франчайзинговый бизнес существенно различаются по отраслям. Если речь идет о клининге, заправке картриджей и прочих «неинтеллектуальных» услугах, то стоимость входа составляет всего 5-10 тыс. долларов, вход в  ресторанный бизнес от 200 тыс. долларов. Чем популярнее торговая марка, шире возможности франшизы и выше стоимость первоначальных инвестиций, тем выше будет барьер входа.

В некоторых случаях договор предусматривает и такие условия: оператор арендует помещения франчайзера, покупает именно у него оборудование, необходимые материалы, мебель. Впрочем, франчайзер может обеспечивать покупателя франшизы и персоналом.

Кроме того, в большинстве случаев, когда стоимость входа составляет от 100 тыс. долларов существуют жесткие условия по наличию торговых помещений – часто требуют, чтобы у франчайзи даже в момент обращения были заключены долгосрочные договоры аренды на 3-5 лет либо имелось помещение в собственности, причем его уровень должен соответствовать уровню бренда.

 Во время кризиса большим спросом пользуются франшизы стоимостью от 10 тыс. долларов до 30 тыс. долларов.

Исходя из этого можно прогнозировать такую ситуацию, когда бывшие менеджеры среднего звена, имеющие накопления, начнут задумываться об открытии собственного бизнеса, благодаря чему и возрастет спрос на франшизы средней ценовой категории. Стоит учесть и то, что по статистике только 10% заинтересовавшихся франшизой предпринимателей в результате подписывают договор о сотрудничестве.

Прогнозируется увеличение на российском рынке числа зарубежных франчайзеров, боль­шинство из которых уже имеют опыт работы в период кризиса и уверены, что в посткризисный период выиграют те предприниматели, которые продолжали развитие компаний, несмотря на нестабильность.

Кризис в данном случае — отличное время для обновления деятель­ности, внедрения новых технологий, что становится возможным при приобретении франшизы, а для франчайзеров кризис — лучшее время, чтобы доказать свою компетентность и надежность.