Гасанова Туркан Махир – кызы. Студентка группы 3 ПОЛ.

Руководитель к.псх.н. Овсянникова Т.Ю.

Особенности развития эмоционально – волевой сферы личности подростка

 Проблема развития эмоционально – волевой сферы личности в подростковом возрасте актуальна, так как подростковый возраст- это переходный, сложный, критический период и имеет важнейшее значение в становлении личности человека. Именно в этот период расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления. В этом периоде возникает потребность интимного общения с лицами противоположного пола. Это трудный период психологического взросления ребёнка. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка.

 В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Физическое возмужание дает подростку ощущение зрелости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.

 Поэтому, в этот трудный для подростка период важна поддержка и понимание со стороны взрослых. Требуется перестраивать взаимоотношения с ним так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Эти отношения необходимо строить на основе личности подростка. Взрослые в результате такого изучения могут вполне обоснованно и правильно установить, в каком направлении надо вести воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого школьника, какие стороны и черты личности школьника надо укреплять, развивать, формировать.

 Мы провели исследование, целью, которой стало исследование влияния стилей саморегуляции на уровень невротизации и тревожности в подростковом возрасте.

 В исследовании принимали участие 29 учеников девятого класса средней образовательной школы № 74 г. Астрахань (14 – 15 лет), из них 15 мальчиков, 14 девочек. Им были предложены три методики, позволяющие выявить самооценку личности, стрессоустойчивость, акцентуацию характера, тревожность.

 Методы исследования:

  1.  Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилберга, и Ю. Л. Ханина.
  2.  Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г.Айзенку).
  3.  Методика определений акцентуаций характера К.Леонгарда.

 Подростковым возрастом принято считать период развития от 11 - 12 до 15-17 лет. Это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста – это более высокий уровень самосознания. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).

 Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое “Я”, стремится познать сильные и слабые стороны своей личности. У него возникает интерес к себе, к качествам собственной личности, потребность сопоставления себя с другими людьми, потребность в самооценке. Представления, на основании которых у подростков формируются критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков является сравнение себя с другими людьми: взрослыми, сверстниками.

 Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, и прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению с взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

 Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Именно в подростковом возрасте происходят значительные влияния на психику человека и личности.

 В ходе анализа, мы поняли, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она развивается.

 По итогам полученных результатов в ходе исследования, нами были выделены общие, средние на группу баллы и проведён их анализ.

 Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:

 У детей подросткового возраста более всего выражена ригидность и агрессия, акцентированы экзальтированные, цикломенные и педантичные черты характера.

 Чуть выше среднего, неуровновешанность и гипертимность. Склонность к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. Люди, склонные к повышенному настроению, оптимисты, быстро переключаются с одного дела на другое. Не терпят власти над собой, но любят, когда их опекают. Тенденция к доминированию, лидированию. Противопоказаны смена места учебы, в семье, окружающих людей.

 Среднюю выраженность имеют эмотивно лабильные и демонстративные акцентуации. В любви ранимы как никто. Не против того, чтобы их опекали, заботились. Демонстративность проявляется в привлечении внимания антисоциальными поступками.

 Ниже среднего, фрустрация, то есть подросток имеет высокую самооценку, устойчив к неудачам, не боится трудностей.

 Самый низкий показатель имеют реактивной тревожности, и умеренный показатель личностной тревожности. Дистимичность так же выражена слабо. Настроение не пониженное, пессимизм отсутствует, нет мрачного взгляда на вещи, предпочитает компании одиночеству.

 Таким образом, уровень саморегуляции, влияет на стрессоустойчивость, тревожность и уровень невротизации в подростковом возрасте.

 Хотелось бы в заключении добавить, оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для себя ценности, зависит наше ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И надо бы серьезно задуматься над этой проблемой.

 

Список литературы:

  1.  «Возрастные и индивидуальные особенности подростков» под ред. Эльконина Д. Б./ Драгуновой Т. В. – М. просвещение 1967 г.
  2.  Миславский Ю. А. «Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте» - М. 2006 г.
  3.  Степанов В. Г. «Психология трудных школьников» - М. «Академия» 2007 г.
  4.  Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Ред. составитель Д. Я. Райгородский. Самара 2004 г.
  5.  Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту/ под ред. И. В. Дубровиной М. 2007г.