РЫНОК ДИСТРИБЬЮЦИИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.  ЖЕСТКИЙ И МЯГКИЙ ДИСКОНТ,  СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Смирнова Д.Ш., Жарёнова А.А.

Астраханский филиал НОУ ВПО Южно-Российский гуманитарный институт

 г. Астрахань

 Выбор темы нашего исследования достаточно актуален. По нашему мнению будущее в системе дистрибуции продуктов питания за оптово-розничными сетями, которые работают по системе СТМ (private label - собственная торговая марка) и являются дискаунтерами или работают по системе СТМ ведут базу данных клиентов СRM и работают в формате гипермаркетов. В обоих случаях осуществляется качественная логистика за счет использования.  Чтобы доказать это в качестве объектов сравнения нами были выбраны следующие компании: Aldi, Wal-Mart, Магнит, Лента, Перекресток.

Ниже дадим краткую характеристику выбранным компаниям:

-        Aldi - название представляет собой сокращение от Albrecht Discount. Aldi — жесткий дискаунтер (торговая наценка — порядка 12%, прибыль 2%), который экономит на всем, на чем можно: торговых площадях, оборудовании, персонале. Сеть продуктовых магазинов Aldi включает в себя магазины-дискаунтеры. Традиционно ассортимент состоит из 700-800 позиций, более 80% которых приходится на private label, в магазинах работает три-четыре человека. Ассортимент ALDI составляет 85% того, что люди покупают регулярно. В 2009 году  оборот Aldi  Forbes оценил в $67 млрд. долларов.[1]

-        Wal-Mart- Wal-Mart Stores, Inc. (NYSE: WMT) — американская компания, крупнейшая в мире розничная сеть. Wal-Mart — крупнейшая в мире розничная сеть, в которую входит (на середину февраля 2007 года) 6782 магазина в 14 странах. В их числе — как гипермаркеты, так и универсамы, продающие продовольственные и промышленные товары. Сегодня Wal-Mart является лидером по внедрению технологий, связанных с использованием в торговле RFID-меток.[1]

-        Магнит - Стратегическое направление – открытие магазинов в городах с населением менее 500 тыс. человек – где проживает 73% городского населения России; Целевая аудитория «магазина у дома» - покупатели со средним уровнем дохода, что дает возможность сети "Магнит" проникать в небольшие города и населенные пункты.[2]

-        Лента - компания «Лента» основана в 1993 году. Головной офис находится в Санкт-Петербурге. На сегодня сеть включает 36 гипермаркетов. В 2008 году объём розничных продаж по сети составил 1,02 млрд. долларов. Каждый следующий год наблюдалось увеличение оборота. Лента – микс трёх форматов cash & carry, гипермаркета и дискаунтера. Нам не кажется, что идеальный формат для России, но в условиях низкой конкуренции это работает. Ассортимент несколько меньше, чем в классических гипермаркетах – не 20 тыс. наименований, а 13–15. Если брать количество позиций, под private label выпускается около 500 товаров.[1]

-        Перекресток Торговый дом "Перекресток", первая российская компания, которой удалось построить сеть супермаркетов по классической европейской схеме с централизованной системой управления, единым РЦ и едиными стандартами работы. Плановый суммарный объем грузооборота центра предусматривает 800 тонн в день. Определить, насколько экономически эффективен такой РЦ, пока невозможно. Из мировой практики известно, что, чтобы обеспечить экономическую эффективность, РЦ площадью 10 тыс. кв. м должен обслуживать не менее 80 сетевых магазинов. У ТД "Перекресток" такой сети пока нет и в ближайшие два-три года вряд ли будет.[1]

Проведем сравнительный анализ отдельных показателей работы Aldi, Wal-Mart, Магнит, Лента (по данным 2008 года) [1,3,4]

 

В результате проведенного анализа можно резюмировать, что развитие технологий дистрибуции продуктов питания в Западной Европе, США и в России в последние время характеризовалось тремя взаимно обусловливающими тенденциями:

1) Происходило четкое разделение сети на обособленные магазины (мелкий и средний бизнес) и объединение их в цепные системы. Сегодня на сетевую торговлю приходится до 80% оборота европейской торговли. По рейтингу в 2005-2006 году Россия в этом списке по привлекательности занимала 2-е место.

2) В сетевой торговле происходило постепенное упорядочение форматов магазинов. Сегодня основу торговых сетей составляют супер- и гипермаркеты, дискаунтеры, магазины-склады по технологии "кэш энд кэрри", бутики.

3) Произошла рационализация товарных потоков на основе создания и функционирования распределительных центров.

Если говорить конкретно про Российский рынок, то системное управление базой поставщиков практически не используется российскими компаниями для повышения эффективности закупочной деятельности. На Российских предприятиях занимающихся дистрибуцией практически не используют такие современные методы анализа логистических затрат как бенчмаркинг структуры логистических затрат, который еще называют стратегическим анализом логистических затрат  и функционально-стоимостной анализ, который основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснении возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям.

Немного о перспективе  развития дистрибуции продуктов питания в России. В 2002 году в России, людей, живущих за чертой бедности, было 25% от всего населения. В 2008-м их число впервые за пятилетку перестало сокращаться: как и в 2007-м, согласно опубликованным в феврале данным Минэкономразвития, их было чуть больше 13%. Доход каждого из почти 19 млн. человек не превысил 4,6 тыс. руб. в месяц. [6] В 2010 году, предрекают эксперты, число бедных может вырасти впервые за последние годы. Главный показатель спроса — оборот розничной торговли — пугающего падения вроде бы не демонстрирует.[7] Исследования Nielsen показывают, что доля гипермаркетов в России гораздо ниже мировых норм, например в Санкт-Петербурге составляет 60%. То есть на 100 тыс. жителей приходится примерно 1 гипермаркет и 5,6 супермаркетов. Для сравнения: в Праге 1 гипермаркет приходится на 40 тыс. жителей, то есть там слишком высокая конкуренция. В среднем по России на 1 миллион жителей приходится примерно 1 гипермаркет и 20 супермаркетов, в Москве эти цифры равны 3 и 78 соответственно. Таким образом, потенциальная емкость рынка по данной услуге открыта для новых мощностей.[6] Сейчас сокращение издержек на строительство и аренду помещений сочетается со снижением активности российских розничных компаний. В кризис они заняты не столько развитием, сколько поддержанием бизнеса. Нам кажется что выход Aldi, Wal-Mart на Российский рынок произойдет в течении 2010-2012 г. Таким образом, логическим последствием прихода крупных зарубежных торговых структур в Россию  станут коренные изменения взаимоотношений между производителями и торгующими структурами. Улучшение качества и ассортимента поднимает конкурентоспособность российских товаров по отношению к импортным. Внедрение современных технологий в производства влечет за собой уменьшение отпускных цен при повышенном качестве продукции.

Список использованной литературы

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними. Сидоров Д.В. М.: Вершина, 2007. — 320 с.
  3. Современная логистика Дэниел Л. Вордлоу, Дональд Ф. Вуд, Джеймс Джонсон, Поль Р. Мерфи, мл., М.: Вильямс, 2005. —  624с.  
  4. http://en.wikipedia.org
  5. http://www.socpol.ru
  6. http://www.minfin.ru