Еловчиева З.Р.

Преподаватель кафедры «Общая и дифференциальная психология» Астраханского филиала ЮРГИ

Сформированность ценностных ориентаций материнства, как фактор, обуславливающий принятие материнской роли

 

Материнство – естественная, генетически обусловленная возможность каждой женщины. Инстинкт продолжения рода, проявляясь через гормональную деятельность, эндокринную сферу, влияет на изменение образа, поведение девочки, когда она становиться физиологически способна вынашивать ребенка. «Однако физиологическая готовность далеко не всегда соответствует психологической, моральной готовности молодой женщины иметь ребенка» [5, с 332].

Способность рожать детей - специфическое, уникальное явление в жизни женщины, которое несет с собой трансформацию ценностей, представлений о себе и окружающей жизни. Развитая система ценностей, ориентированная на рождение и воспитание здорового и счастливого ребенка имеет приоритетное значение для принятия материнства.

Для исследование жизненных целей и планов Рубинштейн предлагает  применять событийный подход, ключевым понятием которого является «событие» - «узловой момент и поворотный этап жизненного пути личности» (Рубинштейн 1946). Именно таким событием, на наш взгляд, в жизни женщины является рождение ребенка. «С точки зрения событийного подхода жизненные цели и планы различаются как конечные и промежуточные события определенного этапа жизни» [1, c.257]. В качестве жизненных целей принято рассматривать некоторые абстрактные ориентиры: хорошая работа, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь и т.д. При этом предполагается, что последовательная реализация конкретных событий-планов, по мнению самого человека, в конечном счете, приведет к реализации жизненных целей.

Фактором, обуславливающим движение от одного события к другому, являются ценностные ориентации личности, которые являются ступенями субъективной регуляции жизнедеятельности человека. «Ориентация определяет порядок предпочтения тех или иных сфер деятельности, направлений жизненного пути, на которые человек предполагает сконцентрировать свои силы и энергию» [1, c.259]. Когда ценностные ориентации не согласованы человек не может осуществить выбор наиболее значимых сфер жизнедеятельности, возникает ситуация, когда хочется достигнуть успехов параллельно по многим направлениям, что далеко не всегда осуществимо. Прежде всего, это связано с ограниченностью индивидуальных ресурсов человека. Поэтому и необходима система индивидуальных ценностных ориентаций, определяющих жизненные приоритеты, порядок постановки и реализации целей. Конкуренция ценностных ориентаций предполагает также обстановку неопределенности выбора. Подобная ситуация порождает межролевой конфликт. Родительство требует существенных перемен и ограничений в личной жизни. Сюда относятся и приобретение, и распределение новых ролей внутри семьи, а также изменение ролей и отношений. Внешние изменения касаются главным образом, матери так как ей приходиться хотя бы на время оставить работу, чтобы посвятить себя заботам о ребенке. В период принятия роли матери у женщин могут возникнуть внутренние и внешние межролевые конфликты.

Межролевой конфликт - это противоречие между двумя или более ролями. Он возникает, когда женщина не может расставить приоритеты в жизни, выбрать между карьерой и ролью жены или матери. В психологии этот тип конфликта часто называют «работа-семья» [2, c.367].

Внутриролевой конфликт-это расхождение между ролью и системой внутренних ценностей. Такой конфликт характерен для девиантного материнства, когда исполнение роли матери наталкивается на  не желание воспитывать, кормить ребенка, ухаживать за ним. В этом случае ценность материнства не согласовывается с системой внутренних ценностных  ориентаций женщины. Этот конфликт свойственен незрелым женщинам с инфантильными чертами личности.

Наличие конфликтов может негативно сказаться на принятии женщиной материнской роли, что в конечном итоге приводит к искажению детско-родительских отношений.

Способность построения ценностных ориентаций, направленных на реализацию жизненных планов, является свойством личности, которое формируется в течение жизни. Формирование материнских ценностей является процессом, сопряженным с жизненной историей женщины и с культурным компонентом восприятия ценности материнства в обществе.

В своих исследованиях Г.Г. Филлипова рассматривает факторы формирование ценностей материнства у женщины, которые закладываются еще в детстве. В монографии «Психология материнства» она выделила шесть этапов становления материнской потребностно-мотивационной сферы в онтогенезе, которая содержит в себе три блока: потребностно-эмоциональный блок, операциональный блок и ценностной смысловой [4, c. 135].

Потребностно - эмоциональный блок содержит потребность в контакте с ребенком как объектом – носителем гештальта младенчеств, потребность в его охране и заботе о нем и потребность в материнстве.

Операциональный блок состоит из двух частей: операции по уходу и операции общения с ребенком. Особенностью этих операций является эмоциональная окраска, которая придает самим операциям специфические стилевые характеристики, соответствующие свойствам ребенка.

Ценностно – смысловой блок включает отношение к ребенку как самостоятельной ценности, что связано с моделью материнско – детских отношений в обществе и его конкретно – культурным вариантом, так же ценность материнства как состояния «быть матерью», и собственно рефлексией женщиной своих переживаний при осуществлении материнских функций.

Формирование ценностных ориентаций, связанных материнской сферой, происходит на этапе няньчания и дифференциации мотивационных основ. Этот период начинается примерно с 4,5 лет, когда хорошо развита сюжетно-ролевая игра, и заканчивается к началу полового созревания. Наиболее сензитивным является возраст от 6 до 10 лет. К этому возрасту уже есть представление о специфике взаимодействия взрослых с младенцами и его обыгрывание с моделью-куклой. Характерным для этого возраста является стремление и готовность ребенка к овладению социальными эталонами поведения, что проявляется в увеличении доли игр с правилами, появлении образцов для поведения и т.п. Возможность осуществить с реальным объектом освоенные в сюжетно-ролевой игре действия и переживания создают прекрасные условия для закрепления на живом младенце всех сформированных прежде компонентов материнской сферы.

У детей подросткового возраста интересы смещаются в сторону интимно-личностного общения со сверстниками и познавательной деятельности, а позже — в сторону полового развития. Без предварительного закрепления эмоционального отношения к младенцам и в случаях неадекватного их возрастным интересам перераспределения материнских функций у подростков формируется отношение к ребенку как обузе и помехе. Если до окончания этапа няньчания опыта взаимодействия с младенцами не было, то часто возникает страх перед ними, так как подростки, а тем более взрослые оценивают имеющийся у них опыт как недостаточный для взаимодействия с маленькими детьми. Наиболее часто возникает страх повредить ребенка неумелым обращением, некомпетентностью в уходе и т.п.

 Выпадение опыта няньчания до полового созревания может привести к восприятию ситуации взаимодействия взрослых с младенцами как неестественной, неприятной; выражаемые взрослыми эмоции, особенности их речевого общения с младенцем воспринимаются как неуместные, раздражающие. Поведение и вид младенца не вызывают никаких положительных эмоций, нет стремления к контакту, прикосновению. Поэтому этап няньчания является наряду с первым из выделенных этапов развития наиболее важным в формировании материнской сферы. На этом этапе закладывается тип интерференции ценностей материнства с ценностями из других сфер.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что принятие материнской роли обусловлено многими факторами. Принимая во внимание концепцию развития материнской сферы как части личностной сферы женщины, мы считаем, что помимо уровня ее развития важно учитывать особенности ее проявления, которые связаны со своеобразием системы ценностных ориентаций, которые напрямую оказывает влияние на принятие материнства. В связи с этим актуальны исследования, связанные с возможностями прогнозирования уже в период беременности, индивидуально - личностных характеристик (системы индивидуальных ценностных ориентаций, определяющих жизненные приоритеты, способности к произвольной саморегуляции поведения согласно поставленной цели), обуславливающие принятие материнской роли.

 Список литературы

1. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // СПб. : Питер, 2001. – С.256-269.

2. Малкина-Пых, И.Г. Гендерная терапия: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых.   М. : Эксмо, 2006. – 928 с.

3. Овчарова, Р.В. Психология родительства : учеб. пособие / Р.В. Овчарова.  - М. : Академия, 2005. – 368 с.

4. Филиппова, Г. Г. Психология материнства : учеб. Пособие / Г.Г. Филлипова. — М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.

5. Шнейдер Л. Б. Семейная психология: - М.; Екатеринбург; 2005. – 768 с.