ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД КАК ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

Азизова Е.А., Бирюков А.С., Вернер С.А.

АФ НОУ ВПО ЮРГИ г.Астрахань

 

Необходимость институциональных изменений в национальной экономике требует разработки новой системы управления регионом и его социально-экономическими подсистемами, и, в частности, потребительским рынком.

В настоящее время общепризнанным является мнение, что программно-целевой метод служит важнейшим инструментом осуществления государственной социальной и экономической политики развития страны и ее отдельных регионов.

Потребительский рынок региона представляет собой систему социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, предназначенную для устойчивого удовлетворения возрастающих потребностей населения данной территории в высококачественных товарах и услугах в необходимом ассортименте, обеспечивающая баланс спроса и предложения в данном регионе, направленная на повышение доступности (в соответствии с платежеспособным спросом) и имеющая своей целью повышение качества жизни населения.

Устойчивое развитие регионального потребительского рынка следует понимать как развитие, предполагающее: наличие заданных ориентиров развития; обозначение траектории их достижения; возможность корректировки изменения направлений развития; сохранение траектории развития регионального продовольственного рынка в целом при наличии изменений интенсивности и направлений развития отдельных ее составляющих; наличие оценок, позволяющих определить уровень развития и степень его устойчивости.

  Необходимость изучения проблем функционирования и государственного регулирования регионального потребительского рынка обусловлена быстрым переходом к развитым рыночным отношениям и требует глубокого анализа экономики регионов, основных условий и факторов формирования эффективного потребительского рынка, а также механизмов его регулирования с учетом современной государственной и региональной специфики.

  Вопросы повышения эффективности управления потребительским рынком региона приобретают особую значимость в условиях децентрализации и демократизации государственного управления экономикой, когда центр тяжести в принятии ряда решений перемещается с федерального на региональный уровень

  По мере возникновения и обострения политических, социально-экономических, национальных и религиозных проблем, требующих для своего решения проведения комплекса взаимосвязанных мер, использования самых разных ресурсных источников, роль программно-целевого подхода и федеральных целевых программ в управлении будет возрастать.

Применение программно-целевых методов является оправданным и обоснованным при наличии в социально-экономической системе страны или региона неоднородностей, асимметрий и диспропорций различного рода, в частности, экономических, демографических, инфраструктурных, климатических, социальных, этнических, религиозных и других.

На территории РФ существует множество диспропорций, которые уменьшают стабильность социально-экономической системы страны, а значит, являются предпосылками для применения программно-целевых методов государственного управления. Яркий пример социально-экономического неравенства регионов РФ ¾ ВРП на душу населения Тюменской области превышает аналогичный показатель Республики Ингушетия в 27,7 раза.

Наиболее подходящим инструментом для реализации государственной политики являются программно-целевые методы прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития. На их основе необходимо разработать и реализовать комплекс среднесрочных и долгосрочных целевых программ, направленных на:

-       создание условий замещения импорта (программы развития АПК, а также отраслей, производящих товары народного потребления);

-       повышение устойчивости финансовой системы (программа развития специализированных банков);

-       переориентацию потоков (ресурсов и финансов) на внутренний рынок;

-       стимулирование иностранных инвестиций тогда, когда они обеспечивают доступ к новым технологиям;

-       развитие малого и среднего предпринимательства.

Реализация указанных программ позволит повысить устойчивость отечественной экономики.

                В целях реализации программных мероприятий дирекция федеральной целевой программы, реализуемой в сфере потребительского рынка, должна инициировать создание в субъектах Российской Федерации региональных структур рыночного характера: фонд реализации программы, областной лизинговый центр, региональный залоговый инвестиционный фонд, инновационно-технологический центр, региональный информационно-аналитический центр, паевой инвестиционной фонд, которые в своем взаимодействии представляют механизм федеральной целевой программы

Разработка программы и системы мер по развитию потребительского рынка позволит региональным органам управления осуществлять единую, экономическую и научно-техническую политику в преобразовании рыночной инфраструктуры, обеспечить комплексный подход к развитию всех элементов регионального потребительского рынка, а также эффективное взаимодействие и согласование экономических интересов хозяйствующих субъектов, участвующих в формировании и развитии потребительского рынка.