ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И ЗНАНИЯМИ

Азизова Е.А., Ланцман Е.Н.

Южно-Российский гуманитарный институт Астраханский филиал

 
На сегодняшний момент отдельные предприятия и целые отрасли промышленности остро нуждаются в формализации, накоплении и актуализации знаний, выявлении и распространении передового опыта, управлении инновациями с целью повышения эффективности деятельности.

Известно высказывание П. Друкера об эффективном управлении: «Использование знаний для отыскания наиболее эффективных способов применения имеющейся информации в целях получения необходимых результатов – это и есть управление»[1]. Если обеспечить такое эффективное управление, в смысле применения знания к знанию, то другие ресурсы (природные ресурсы, рабочая сила, капитал) всегда можно изыскать.

Учитывая, что сейчас знания быстро устаревают, особенно технические знания и навыки, способность обучаться является главным активом предприятий. Работники, обладающие знаниями, т.е. ключевыми компетенциями, должны быть способны непрерывно овладевать новыми знаниями, управлять ими и координировать широкий спектр задач, входящих в сферу приложений их знаний к выполняемой работе. Работники, владеющие знаниями, должны быть способны работать и в группах, и самостоятельно, в виртуальном пространстве и в офисах. В связи с этим важным умением руководителя становится искусство управления знаниями в организации, т.е. эффективность созданной системы организационного обучения[1].

Предпосылками для управления инновациями с целью повышения эффективности деятельности являются:

-        постоянное увеличение количества новой полезной информации, которая появляется в результате реализации проектов развития и модернизации, выполнения НИОКР, создания новых технологий. При этом новые знания «оседают» в месте их возникновения и не получают должного распространения внутри организаций;

-        новые знания и технологии постоянно совершенствуются, адаптируются к новым условиям использования.

При отсутствии системного управления этим процессом, как в рамках отдельных компаний, так и целых отраслей, передовой опыт использования знаний и инноваций не получает необходимого распространения и эффективного применения, в компаниях происходит постоянная ротация кадров, носители знаний и опыта часто уходят, унося знания с собой

Поэтому как коммерческим компаниям, так и органам государственного управления, необходима система, которая позволит обеспечить:

-        получение, сохранение и формализацию новых знаний и инноваций в компании или отрасли с целью их дальнейшего использования;

-        проведение экспертизы и оценки знаний и инноваций для повышения эффективности их применения;

-        системное распространение знаний и инноваций при помощи передовых информационных технологий;

-        сохранение описания компетенций специалистов и передового опыта в формализованном виде для использования в рамках компании или отрасли.

В связи с этим реализацию потребностей в управлении знаниями и инновациями можно решить с помощью решения на платформе банка решений, инноваций и знаний.

Комплексная система управления инновациями и знаниями, созданная на данной платформе, включает:

-        методологию управления знаниями и инновациями (нормативное и методическое обеспечение);

-        IT-решение (для поддержки процессов накопления и управления знаниями и инновациями);

-        обучение сотрудников работе с системой.

Важной частью комплексной Системы управления знаниями и инновациями является методология, заложенная в платформу банка решений, инноваций и знаний.

Информация в банке решений, инноваций и знаний регистрируется пользователями Системы - сотрудниками предприятия или внешними участниками при работе системы в органах государственного управления на уровне отраслей или государственных программ. Источником знаний является результат использования инструментов выявления знаний или создания инноваций (рис 1.)

 

Рис 1. Инструмент создания инноваций.

Информация классифицируется по различным признакам в соответствии с адаптируемыми классификаторами: технологическая принадлежность, целевая группа, область использования, и по многим другим признакам.

В банке решений, инноваций и знаний организуются четыре основных процесса, формирующих жизненный цикл знаний и инноваций:

      1.      Выявление и сбор.

      2.      Оформление и обобщение.

      3.      Распространение.

      4.      Адаптация и поддержка внедрения.

Кроме того, для организации работы банка решений, инноваций и знаний осуществляются процессы управления:

-        планирование процессов;

-        организация исполнения;

-        мониторинг эффективности.

 

Рис. 2. Процессы Системы управления инновациями и знаниями.

Процессы реализуются в соответствии с формируемой ролевой структурой. Роль в структуре определяет функции и полномочия отдельных пользователей.

В рамках банка решений, инноваций и знаний выделяются следующие роли: носитель знаний, заявитель, провайдер, потребитель знаний, эксперт, центр компетенции, оператор системы.

Экспертиза инноваций и знаний.

Формализованные знания получают в рамках банка решений, инноваций и знаний экспертную оценку. Авторизованные сотрудники (эксперты) выполняют экспертизу описанного опыта по определенным критериям: новизна, эффективность, востребованность.

Для создания объективной оценки экспертиза производится различными экспертами, при необходимости в анонимном режиме (когда эксперт не знает, кто является заявителем).

Система предоставляет возможность:

-        регистрации отзывов от независимых пользователей;

-        проведения обсуждений практик (форум).

Экспертная оценка позволяет:

-        ранжировать практики по полученной интегральной оценке – совокупности определенных критериев, отбирать востребованные знания и инновации;

-        расставлять приоритеты в технологическом развитии, выявляя и рекомендуя наиболее актуальные, и требующие внедрения, решения;

-        выявлять и поощрять сотрудников, принимающих активное участие в распространении знаний.

Выделяемые в рамках компании или отрасли Центры компетенции организуют работу экспертов и содействуют распространению знаний и инноваций. В случае наличия противоречащих (конфликтных) экспертиз, Центры компетенции организуют дополнительные экспертизы.

В зону ответственности Центров компетенции входят и дополнительные обязанности: определение приоритетов в распространении передового опыта, выявление проблемных областей и другие.

Эффекты от внедрения Системы управления инновациями и знаниями трудно переоценить. Это и  формальные результаты, которые в целом создают системный подход к управлению инновациями, и неформальные эффекты, совершенствующие корпоративную культуру предприятия.

Список используемой литературы:

1. П. Друкер Задачи менеджмента в 21 веке: пер.с англ. – М.: «Вильямс», 2000г.-272с.